Программа «Основы информационной культуры у младших школьников. Программа «Основы информационной культуры у младших школьников Учебно – методические средства обучения

Программа «Основы информационной культуры у младших школьников» 1- 4 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Перед современной общеобразовательной школой стоит важная задача – научить молодого гражданина ориентироваться в массивах информации , используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационого общества. Существенную роль при этом призван сыграть курс «Основы информационной грамотности».

В условиях перехода к информационному обществу в одном ряду с умением писать , читать и считать сегодня стоит и умение самостоятельного поиска необходимой информации, владения навыками культуры чтения, куда входит:


  1. Сознательное и заинтересованное отношение к книге, знание правил обращения с ней и гигиены чтения.

  2. Владение навыками самостоятельного выбора книг, умения пользоваться каталогами, картотеками.

  3. Знакомство с разными видами справочной литературы: словарями, энциклопедиями, справочниками, обучение самостоятельной работе с ними для расширения и углубления знаний, полученных на уроках.
Цель данного курса – вызвать у школьника устойчивый интерес к книге, привить ему первоначальные навыки работы с книгой, газетой, журналом и научиться ориентироваться в библиотечном пространстве.

Курс рассчитан на 8 часов.

По окончанию начальной школы учащиеся смогут:


  • знать правила пользования библиотекой;

  • знать основные элементы книги;

  • уметь определять примерное содержание книги, используя знание ее элементов;

  • уметь пользоваться справочной, научно-популярной литературой, периодическими изданиями для младших школьников;

  • уметь выбирать книги на открытом доступе и т.д.

п/п

Наименование темы

Количество часов

Начальная школа.

1 класс

1.

Библиотека – дом, где хранятся книги.

1

2.

Правила и умение обращаться с книгой.

1

Всего занятий:

2

2 класс

1.

Книга – великое чудо.

1

2.

Выбор книги в библиотеке .

1

Всего занятий:

2

3 класс

1.

Структура книги.

1

2.

Создаем библиотеку.

1

Всего занятий:

2

4 класс

1.

Твои первые энциклопедии. Справочная литература.

1

2.

Работа с книгой.

1

Всего занятий:

2

Всего занятий за год:

8

Программа «Основы информационной культуры школьника» для учащихся 5-11 классов.
Авторы: Бединская Е. – зав. библиотекой общеобразовательной школы г. Ленинска-Кузнецкого;
Казакова О.С. – зав. библиотекой Юргамышской средней школы;
Матьюкова В.Н. – библиотекарь Юргамышской средней школы, Слепнева Т.М. – библиотекарь Юргамышской РЦБ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

5 – 11 классы.
В основе программы использована программа «Основы информационной культуры школьника» Е. Бединской, зав. библиотекой общеобразовательной школы №37 г. Ленинска-Кузнецкого.

Динамичность процесса информатизации общества, повышение требований к образовательному уровню актуализируют значение специальной информационной подготовки подрастающего поколения и обуславливают необходимость совершенствования деятельности информационно-библиотечных и образовательных учреждений.

Важнейшей составляющей частью системы информационного образования является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющим самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей , имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Учитывая все возрастные особенности школьников, следует выделить несколько задач курса:


  1. Дать представление учащимся о современных технологиях.

  2. Владеть навыком самостоятельного выбора книг, уметь найти книги в библиотеке, пользуясь книжными выставками, рекомендательными списками, каталогами, полками открытого доступа, электронным каталогом.

  3. Познакомить с разными видами справочной литературы . Научить самостоятельно производить поиск информации в различных видах изданий.

  4. Научить учащихся работать с источниками информации, находящейся на различных носителях. Уметь находить информацию, пользуясь диапроектором, эпипроектором, аудио- и видео магнитофонами, дисками, CD-ROM, электронными учебниками, Интернетом.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть потенциал знаний, создаёт более благоприятные условия для продолжения информационного образования.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Курс рассчитан на 25 часов. Отдельные темы в программе повторяются, это оправдано усложнением материала и форм работы с учётом возрастных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА:


  1. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника // Школьная библиотека.- 2002.-№3

  2. Андрианова Л.М. Информационные, культурные и образовательные ресурсы медиатеки в воспитании петербуржца XXI века // Школьная библиотека.- 2003.-№9

п/п

Наименование темы

Количество часов

Средняя школа.

5 класс

1.

Информационная культура школьника. Основные понятия.

1

2.

История возникновения информационных ресурсов общества.

1

3.

Методы работы с книгой.

2

4.

Простейшие формы переработки информации.

1

Всего занятий:

5

6 класс

1.

Информационная культура – путь к последующей самообразова-тельной работе школьника.

1

2.

Информационная среда медиацентра.

1

3.

Справочно-информационный поисковый аппарат библиотеки.

1

4.

Рациональные приёмы интеллектуальной работы пользователей информации.

1

Всего занятий:

4

7 класс

1.

Адресный поиск и алгоритм его выполнения.

1

2.

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения.

1

3.

Тематический поиск и алгоритм его выполнения.

1

4.

Урок библиографии.

1

Всего занятий:

4

8 класс

1.

Формирование информационной культуры школьника.

1

2.

Методы самостоятельной работы с литературой.

1

3.

Технология подготовки реферата.

1

Всего занятий:

3

9 класс

1.

Использование библиографических пособий при поиске и выборе литературы.

1

2.

Электронный каталог. Использование внесённой информации.

1

3.

Справочно-библиографический аппарат библиотеки.

1

Всего занятий:

3

Старшая школа.

10 класс

1.

Создание Веб-страничек.

1

2.

Сканирование изображений.

1

3.

Сканирование и распознавание текста.

1

Всего занятий:

3

11 класс

1.

Работа с

Создание В течение многих их лет с учащимися школы 37 г. Ленинска-Кузнецкого проводились занятия по библиотечно-библиографической культуре. Новый курс «Основы информационной культуры школьникам позволил по-новому раскрыть темы традиционных библиотечных занятий. В работе с учащимися используются различные методические приемы: обзоры, экскурсии, практические занятия, сообщения, самостоятельные работы, тесты.


ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КУРСА 1. Дать представление учащимся о современных информационных технологиях. 2. Научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации различных видах изданиях:(книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее. 3. Приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней. 4. Укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.




1. Информационная культура школьника. Основные понятия Роль информации в современном развитии общества. Основные задачи курса. Исходные понятия (информация, пользователь, документ, информационные ресурсы общества, информационные центры). Способы преобразования информации (цифры, алфавит).






3. Информационные ресурсы современного общества Общие представления о разнообразии информационных потоков. Документальные источники информации. Знакомство с понятиями: первичный и вторичный документы. Разнообразие первичных источников информации. Назначение. Краткая характеристика (учебная, научно- популярная и справочная литература). Значение вторичных источников информации.


4. Библиотека - информационный центр школы Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно- библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа). Доступность пользования ресурсами библиотеки для учеников и педагогов. Особенности обслуживания детей и взрослых. Экскурсия в детскую библиотеку. Практические занятия.


5. Методы работы с книгой Разнообразие источников информации (формы, содержание, оформление). Знакомство с отдельными справочными и энциклопедическими изданиями, адресованными школьникам (характеристика издания, структура построения, отработка навыков пользования). Практические занятия по поиску информации на заданную тему (справочные издания, энциклопедии).


6. Простейшие формы переработки информации Культура умственного труда. Текст, как речевое произведение. Рациональные приемы работы с книгой, периодическими изданиями. Простейшие способы записей (отзыв о книге, дневники чтения, выписки, цитаты). Правила оформления.




Вопросы тестов ТЕСТ 1 по теме: «История возникновения информационных ресурсов общества» 5. Библиотека царя Ашшурбанипала в Ассирии состояла из: а) папирусных свитков; б) пергаментных книг; в) глиняных табличек. 6. Самая известная библиотека древности находилась: а) г. Александрия, Египет; б) г. Пергам, Малая Азия; в) г. Ниневия, Ассирия. Ключ к тесту: 1. А, Б, В. 2. А. 3. В. 4. Б. 5. В. 6. А. 7. Б. 8. Б. 9. В. 10 Б. 11.Б

Разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга: Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Научный редактор – академик РАО Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011; учебной для учащихся младшего школьного возраста. Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

начальных классов

Протокол №1

от « » августа 2012г.

Руководитель МО

_____________

Н.Г. Антипина

Согласовано.

Зам. директора по УВР

_____________________

Э.И. Ивлева

Утверждаю.

Директор школы

_______/М.В. Пермяков/

Протокол педсовета

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Основы информационно-библиографической грамотности»

(общекультурное направление)

на 2012-2013 учебный год

Ступень обучения (класс): начальное общее образование 1а,1б,1в,2а,2б кл.

Количество часов : 1 час в неделю

Количество часов по программе 1 класс - 33

Количество часов по программе 2 класс - 34

Составитель: заведующая библиотекой первой квалификационной категории

Филиппова Елена Владимировна

Программа разработана на основе:

Примерной основной образовательной программы. В 2 книгах.

1книга: Начальная школа. Дошкольное образование.

2 книга: Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы.

Научный редактор - академик РАО Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011.

Учебной программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста.

Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

Полысаево 2012

Пояснительная записка

Актуальность

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга: Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы. Научный редактор - академик РАО Д. И. Фельдштейн. Москва. «Баласс», 2011; учебной программы по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся младшего школьного возраста. Научный редактор доктор пед.наук, профессор, академик Международной академии наук Высшей школы Гендина Н.И.

Глубокие изменения в социально-экономическом и научно-техническом развитии современного общества определили новое содержание целей образования, моделирует такие качества личности, которые влияют на ее саморазвитие, обеспечивают использование духовного потенциала, возможность продуктивной деятельности в различных сферах жизни.

Важнейшим компонентом уровня образованности современного человека является приобретение знаний и умений, дающих возможность рационально осуществлять свои информационные потребности.

В системе образования приобретение этих знаний, умений и навыков, связанных с поиском и обработкой информации, рассматривается в качестве надпредметных умений и навыков учебного труда учащихся. Без них невозможно становление информационной культуры, формирование которой приобретает особую актуальность в условиях информатизации современного общества. Интернет и компьютер становится типичными атрибутами современного школьника. Но формирование информационной культуры нельзя сужать до обучения компьютерной грамотности на уроках информатики.

Такое понимание проблемы сталкивается с серьезной преградой — низким уровнем читательской культуры учащихся. Это влечет за собой возникновение трудностей в усвоении базовых предметов школьной программы и духовной незрелостью учащихся.

Читательская культура - это фундамент информационной культуры. Она формирует базисные знания и умения в области поиска и обработки информации.

Библиотечно-библиографические знания являются составной частью читательской культуры современного человека. Они тесно связанны с информационными ресурсами и методами самостоятельной работы.

Поэтому формирование информационной культуры учащихся невозможно без систематических занятий по овладению основами информационно-библиографической грамотности. Она включает в себя не только методы самостоятельного поиска и обработки информации, но и создает для учащихся возможность выхода за рамки учебного пособия,

расширения их информационного пространства через использование других видов книжной продукции.

Книга была и остается не только основным источником информации для осуществления успешной учебной деятельности, но и мощным средством воспитания и умственного развития учащихся.

К сожалению, происходит снижение роли книги в жизни современного школьника, ее заменяют другие средства массовой информации. С переходом учащихся в основную школу эта проблема становится более острой.

Программа основы информационно-библиографической грамотности ставит своей целью сформировать у учащихся потребность обращаться к книге не только как к инструменту для успешной учебы и самообразования, но и как к источнику духовных ценностей, без которых невозможно становление современного образованного человека.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

Дать общие сведения об истории книги, книжного дела, акцентируя внимание учащихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации;

Раскрыть значение книги в формировании духовной культуры человека;

Дать представление о книге как о продукте, созданном человеком, в контексте мировой культуры, культуры России;

Сформировать основы информационной культуры учащихся через умение самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий для успешного освоения обязательных предметов учебной программы;

Развивать коммуникативную культуру учащихся через умение передать полученную информацию в устной форме;

Сопровождение программы осуществляется на основе:

Научно-популярной литературы и ее изданий, в том числе энциклопедий и справочников;

Изданий краеведческой литературы;

Фонда художественной литературы школьной библиотеки при использовании лучших изданий фольклора и произведений отечественных и зарубежных авторов.

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 135 часов (1 час в неделю), в 1 классе 33 часа, во 2-4 классах по 34 часа.

Программа «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

Основной формой работы являются учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Занятия включают в себя теоретическую и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (использование компьютерных технологий). В работе с учащимися планируется использование различных методических приемов: обзоры, практические занятия, экскурсии, самостоятельные работы, тесты.

Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

Регулятивные универсальные учебные действия

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия

Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты

Воспринимать на слух художественный текст;

Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

Понимать значение терминов, определенных программой;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах литературы.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, массовых мероприятиях, тестирование. Тесты являются эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся. Тесты помогают не только проверить, но и закрепить полученные на занятиях знания, а также позволяют выявить не достаточно хорошо усвоенные темы (вопросы), что поможет в дальнейшем доработать, и усовершенствовать предлагаемый материал.

Тематическое планирование 1 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор

практ

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Урок-экскурсия

Правила обращения с книгой.

Беседа-рассказ

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки.

Творческий урок

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы.

Беседа-обзор

Великие русские писатели детям.

Урок-обзор

Громкие чтения

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

Игра-викторина

По страницам любимых сказок!

Игра-викторина

История возникновения

Информационных ресурсов

История появления основных источников информации (каменные книги, папирус, пергамент).

Урок-презентация

История возникновения письменности.

Библиотечный урок

Из истории изобретения бумаги.

Библиотечный урок

Книгопечатание на Руси. Рукописные книги.

Библиотечный урок

Беседа-презентация

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации.

Методы работы с книгой

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями. Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения).

Урок-практикум, громкие чтения

Итого

1 класс (33 часа)

Первое посещение библиотеки. Знакомство с библиотекой. Понятия «читатель», «библиотекарь». Основные правила пользования библиотекой.

Правила обращения с книгой. Формирование у детей бережного отношения к книге. Книжные выставки «Книга благодарит», «Книга жалуется».

Изготовление книжки-малышки, закладок, иллюстрированной обложки - практические уроки.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение. Дать представление о газетах, журналах, художественной литературе для детей. Познакомить с понятиями «периодичность», «издания», «подписка».

Великие русские писатели детям. Знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.И. Чуковского.

По страницам любимых сказок! Игра-викторина. Свободное чтение школьников, содействовать навыку устной речи.

История появления основных источников информации (клинопись, папирус, пергамент, книги, кассеты, магнитные диски). История создания основных источников информации в прошлом. Тест №1.

История возникновения письменности. Познакомить с историей создания: рисуночное письмо - пиктография, узелковое письмо, буквенное письмо, алфавит. Тест №2.

История изобретения бумаги. Знакомство с историей создания бумаги в Китае, Европе, Египте.

Рукописные книги. Книгопечатание на Руси. Расширить знания об истории создания основных источников информации в средние века (ксилография, рукописные и печатные книги). Дать представления об изобретении книгопечатания. Тест №3.

Школьная библиотека, как информационный центр школы. Знакомство со школьной библиотекой, как с информационным центром школы. Расширение представлений о библиотеке (абонемент, читальный зал, отдел хранения). Медиатека. Основные понятия о справочно-библиографическом аппарате библиотеки (каталоги, библиографическое описание документа).

Элементы книги: обложка, титульный лист, иллюстрации, предисловие, оглавление. Урок-практикум.

Знакомство со справочной литературой, энциклопедиями, словарями.

Правила пользования справочными изданиями. Книжная выставка «Что такое? Кто такой?». Толкование понятий «энциклопедия», «словарь», «справочник». Алфавитное расположение материала, распределение слов по томам и на рисунках, переплете. Игра «В каком томе будем искать ответы на вопросы…» поможет детям быстро ориентироваться в справочной литературе. Практические уроки.

Энциклопедия «Все обо всех» (характеристика, структура построения). Энциклопедия для детей младшего возраста. Познакомить со справочным отделом, иллюстрациями, репродукциями. Игра «Найди ответ на мой вопрос?». Практические уроки.

Тематическое планирование 2 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор.

практ.

Основные правила пользования библиотекой. Понятия «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Урок-экскурсия

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки.

Конкурс-викторина

Громкие чтения

В гости к нам пришли великие писатели.

Урок-обзор

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение.

Беседа, экскурсия в городскую детскую библиотеку

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

Путешествие в книжный город!

Игра-путешествие

История возникновения

информационных ресурсов

Урок-презентация

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси).

Урок-презентация

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой.

Библиотечный урок

Библиотека - информационный центр школы

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

Поиск нужной информации в библиотеке.

Библиотечный урок, урок-практикум

Библиотечный урок

Поиск документа на полке.

Беседа

Виды словарей и их назначение.

Урок-практикум

Методы работы с книгой

Правила пользования справочными изданиями.

Урок-практикум

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения.

Урок-практикум

Библиотечный урок

Беседа, практикум.

Интернет.

Итого

2 класс (34 часа)

Тема: «Чудо, имя которому книга»

Основные правила пользования библиотекой. Познакомить с понятиями «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки. Игра-викторина.

В гости к нам пришли великие писатели. Знакомство с жизнью и творчеством Б.Заходер, А.Барто, И.Крылов.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение. Экскурсия в городскую детскую библиотеку.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

Путешествие в книжный город! Игра-путешествие. Станции «Чьи это предметы», «Из какой сказки этот герой», «Книжкина больница». Увлекает детей в мир книг, расширяет круг знаний учащихся, повышает интерес к чтению.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). Знакомство с историей основных источников информации в прошлом. Тест №1.

Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси). Знакомство с древнейшими библиотеками. Тест №2.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Книжная выставка «Читаем вместе».

Тема: «Библиотека - информационный центр школы»

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

Поиск нужной информации в библиотеке. Познакомить учащихся с отделами библиотеки (читальный, абонементный, справочная, художественная литература).

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. Игра «Найди книгу по автору?». Урок практикум.

Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место».

Виды словарей и их назначение. Познакомить со словарями: орфографический, толковый, грамматический, иностранных слов. Книжная выставка «По словарям от А до Я», игра «Значение слова». Урок-практикум.

Тема: «Методы работы с книгой»

Правила пользования справочными изданиями. Понятия «читальный зал» и «справочная литература» чем они схожи.

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Тематическое планирование 3 класс

Название

Форма проведения

Количество часов

Чудо, имя которому книга

всего

теор.

практ.

У нас в гостях известные писатели и поэты.

Урок-обзор

Громкие чтения

Будь, здорова книжка!

«Книжкина больница»

Презентация книги.

Урок-творчества

Путешествие в страну Читалию!

Урок-путешествие

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Урок-игра

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество

Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Выставка-конкурс

История возникновения

информационных ресурсов

История письменности (от клинописи до кассет и дисков)

Урок-презентация

Строение книги. Элементы книги. Тест «Строение книги».

Библиотечный урок. Тест.

Библиотечный урок. Экскурсия.

Библиотека - информационный центр школы

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК).

Библиотечный урок

Система расстановки библиотечного фонда.

Библиотечный урок

Правила и обязанности читателя. Изготовление памяток.

Урок- творчества

Путешествие по словарям «От А до Я»

Урок-путешествие

Методы работы с книгой

Правила чтения. Гигиена чтения.

Библиотечный урок

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение.

Библиотечный урок

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий.

Урок-практикум

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

3

3

Информационная культура школьника

Роль информации в современном мире.

Основные понятия: информационные ресурсы,

культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум.

Интернет.

Итого

3 класс (34 часа)

Тема: «Чудо, имя которому книга»

У нас в гостях известные писатели и поэты. Знакомство с жизнью и творчеством С.Маршак, П.Ершов, М.Пришвин.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «эти книги, лечим сами». Практикум.

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл» «слайд». Как составить презентацию на любимую книгу. Урок-практикум.

Путешествие в страну «Читалию»! Путешествие с остановками «Страна Вообразилия», «Загадки», «Поляна сказок».

Писатели и художники в одном лице. Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева. Урок-практикум.

Выставка-конкурс рисунков «Писатели и художники в одном лице». Творчество Е.И. Чарушина, В.И.Сутеева.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

История письменности (от клинописи до кассет и дисков). Тест №1.

Строение книги. Элементы книги. Закрепить знания о строении книги (обложка, титульный лист, содержание, оглавление). Тест №2 «Строение книги».

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Организация обслуживания в библиотеке: экскурсия в детскую библиотеку.

Тема: «Библиотека - информационный центр школы»

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Закрепить знания об АК. Игра «Найди книгу в библиотеке».

Урок-практикум.

Система расстановки библиотечного фонда. Вспомнить расстановку книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари). Урок-практикум.

Правила и обязанности читателя. Изготовление памяток. Урок-практикум.

Путешествие по словарям «От А до Я». Назначение словарей: толковый, орфографический, грамматический, словарь синонимов, антонимов. Урок-практикум.

Тема: «Методы работы с книгой»

Правила чтения. Гигиена чтения. Познакомить с правилами чтения: беглый просмотр, углубленное. Читать сидя, достаточная освещенность, чтение по возрасту.

Основная мысль текста. Анализ текста. Текст как речевое произведение. Урок-практикум.

Детская энциклопедия открытий. Что такое? Кто такой? Назначение. Структура энциклопедий. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: «Колобок», «Миша», «Всезнайка». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Тема: «Информационная культура школьника»

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Будь, здорова книжка!

Работа в «Книжкиной больнице»

По страницам любимых книг!

Игра-викторина

Громкие чтения

В гостях у писателя.

Урок-обзор

Презентация книги.

Урок-творчества

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг.

Урок-обзор

3

1

2

История возникновения

информационных ресурсов

8.

История письменности.

Библиотечный урок

1

1

9.

Древние книги.

Библиотечный урок

1

1

10.

Русская рукописная книга.

Библиотечный урок

1

1

11.

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг и его книги.

Урок-презентация

1

1

12.

Книгопечатание на Руси. Иван Федоров и его книги.

Урок-презентация

1

1

13.

Библиотечный урок

3

1

2

Библиотека - информационный центр школы

14.

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. Библиотеки нашего города.

Беседа, презентация

1

1

15.

Библиотечный урок

3

1

2

16.

Поиск информации в справочной литературе.

Библиотечный урок

2

2

17.

Нетрадиционные носители информации.

1

1

Методы работы с книгой

18.

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата.

Урок-практикум

1

1

19.

Детская периодическая печать.

Урок-практикум

1

1

20.

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари.

Урок-практикум

1

1

Информационная культура школьника

21.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет.

Беседа, практикум, Интернет.

1

1

Итого

34

11

23

Тематическое содержание курса

4 класс

Тема: «Чудо, имя которому книга»

Книга в жизни человека. Элементы оформления. Художники-иллюстраторы. Углубить знания о книге, помочь учащимся увидеть связь иллюстрации с текстом. Определить содержание незнакомой книги по иллюстрации.

Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Урок-практикум.

По страницам любимых книг! Игра-викторина. Вспомнить героев книг, любимых произведений.

В гостях у писателя. Знакомство с жизнью и творчеством Б.Заходер, Н.Носов, П.Бажов.

Презентация книги. Знакомство с понятиями «файл» «слайд». Составление презентации на любимую книгу в программе PowerPoint. Урок-практикум.

Книга и ее создатели. Известные писатели, иллюстраторы детских книг. Углубить знания о книге. Познакомить с творчеством С. Маршака не только как детского писателя, но и художника своих книг.

Тема: «История возникновения информационных ресурсов»

История письменности. Познакомить с историей письменности на Руси. Презентация.

Древние книги. Самая распространенная книга в древности - Библия. Презентация.

Русская рукописная книга. Книги-кодексы, элементы украшения рукописной книги - миниатюры. Презентация.

Изобретение книгопечатания. Иоганн Гуттенберг его жизнь и его книги, печатный станок. Презентация.

Книгопечатание на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его первая печатная книга «Апостол». Презентация.

Современная книга: структура книги, справочный аппарат книги.

Тема: «Библиотека - информационный центр школы»

Зарождение библиотек. Первые библиотеки мира. История зарождения первых библиотек в Европе, на Руси. Древняя библиотека царя Ашшурбанипалу. Библиотеки нашего города.

Справочно-библиографический аппарат (СБА) библиотеки. Каталоги. Картотеки.

Поиск информации в справочной литературе. Урок-практикум.

Нетрадиционные носители информации. Знакомство с другими носителями информации: диски СД, СД Р, флеш-носители.

Тема: «Методы работы с книгой»

Способы сокращения текста: пересказ, аннотация, цитата. Составление аннотации на любимую книгу. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Основные рубрики, иллюстрации.

Справочные издания: энциклопедия, справочник, словари их назначение. Урок-практикум.

Тема: «Информационная культура школьника»

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Список литературы:

  1. Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. - М.: МГАП «Мир книги», 1997. - 206с.
  2. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. - 2002. - № 3. -с.9.
  3. Бирюкова А.П. Программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов" //Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.
  4. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.
  5. Информационная культура - школьникам: Поиск и творчество. - Киров, 2001.
  6. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. - 2005. - № 8. - с.40.
  7. Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1982. - 664с .
  8. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. - СПб: Профессия, 2001.-352 с. - (Серия «Библиотека»)
  9. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности //Школьная библиотека. - 2001. - № 8. - с. 16-21.
  10. Львов С.Л. Книга о книге: Книга для учащихся старших классов. - М., 1980
  11. Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. - М.: ООО «Чистые пруды», 2005. - 32с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе»).
  12. Стародубова Г.А. Библиотечное занятие: операционное описание технологического процесса его подготовки и проведения /Г.А. Стародубова, Л.А. Савкина //Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
  13. Тихомирова И.И. Методический словарь справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. - 2003. - №1,2,3,5,6,8,9-10.
  14. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. - М., 1987. - 145 с.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

города Можги Удмуртской Республики

Рабочая программа

по факультативу

«Основы информационной культуры школьника»

Составлена на основе учебно-методического комплекса для учащихся

общеобразовательных учебных заведений,Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова, Москва, 2014 г.

г. Можга, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа факультатива «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на учащихся 5 класса. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

В рамках предлагаемого курса «Основы информационной культуры личности» под информационной культурой понимается одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Информационная культура является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе.

Основная цель курса «Основы информационной культуры личности» – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности.

Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, следует выделить несколько основных задач:

    Дать представление учащимся о книге и библиотеке.

    Дать представление учащимся о современных информационных технологиях

    Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.

    Знакомство со способами ориентировки в «море литературы» и умением выделять главное и второстепенное.

    Расширить читательский кругозор, знакомя с различной (по читательским интересам) литературой. Правила знакомства с книгой, способы ее описания.

    Развитие коммуникативных навыков. Развитие опыта публичного выступления. Умение работать в группах.

Факультативный курс «Основы информационной культуры» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний. Создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися планируется использование различных методических приёмов: урок-беседа, урок-лекция, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, игровые формы, тесты.

Общая характеристика учебного курса

Программа «Основы информационной культуры школьника» построена в соответствии с принципами:

    научная обоснованность и практическая целесообразность;

    возрастная адекватность;

    необходимость и достаточность информации;

    практическая целесообразность.

Содержание и структура программы обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.

В ходе реализации программы дети узнают о роли информации в жизни человека, информационных ресурсах общества, типах и видах документов, библиотеках и Интернете как важнейших источниках информационных ресурсов общества, алгоритме поиска информации в различных источниках.

Основные методы обучения:

фронтальный метод;

групповой метод;

практический метод;

познавательная игра;

ситуационный метод;

игровой метод;

соревновательный метод;

активные методы обучения.

Формы обучения:

Ведущими формами деятельности предполагаются:

чтение и обсуждение;

урок-беседа;

творческие домашние задания;

практические занятия;

урок-лекция;

конкурсы (рисунков, рассказов);

сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

мини – проекты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Преподавание программы «Основы информационной культуры школьника» проводится во второй половине дня. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что среди общих учебных умений, навыков и способов деятельности, наряду с познавательной и речевой деятельностью, выделена работа с информацией, в состав компонентов которой входят первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки, преобразование и хранение информации, использование компьютера.

Программа «Основы информационной культуры школьника» рассчитана на 34 часов, включая 25 часов информационных и 9 практических занятий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания конкретного учебного курса

Освоение детьми программы «Основы информационной культуры школьника» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Личностные результаты:

Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения; общепринятых норм и ценностей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

Регулятивные универсальные учебные действия:

Определять и формировать цель с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные универсальные учебные действия:

Ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), словарях;

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты;

Обрабатывать информацию через умение делать элементарные виды записей: выписки, план, отзыв.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других;

Учиться работать в группе, паре.

Предметные результаты:

Воспринимать на слух художественный текст;

Знать основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и ее структуры;

Понимать значение терминов, определенных программой;

Ориентироваться в книжной и информационной среде библиотеки;

Иметь представление о различных видах информации.

Метапредметные результаты:

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

В том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

Обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Основное содержание учебного курса

«Основы информационной культуры личности»

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Тема 1.1. Введение. Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника» (1 ч)

Цели и задачи курса «Основы информационной культуры школьника». Расширение представлений об информации. Виды информации по способу восприятия органами чувств (зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, осязательное). Книги, газеты, журналы, справочники, энциклопедии и др. документы как источники, содержащие различные виды информации. Человек и информация. Роль компьютера и компьютерной информации в жизни общества и отдельного человека.

Тема 1.2. Виды информации (1 ч)

Многообразие информации, окружающей человека. Виды информации по различным основаниям деления: по типам носителей информации, по сферам деятельности, по областям наук. Виды информации по типу носителя: традиционная (книги, газеты, журналы и др.); электронная (интернет-сайты, СД и DVD - диски, флэш-накопители и др.).

Тема 1.3. Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества (1 ч)

Представление о документе как материальном носителе информации. Понятие о первичных и вторичных документах.

Классификация первичных документов по целевому назначению: учебные, справочные, научно-познавательные, художественные, издания для досуга. Развитие представлений о справочных (справочники, детские энциклопедии, отраслевые энциклопедические словари) документах. Углубление представлений о периодической печати (газеты, журналы) для младших школьников. Электронные периодические издания для младших школьников.

Тема 1.4. Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации (1 ч)

Углубление представлений о свертывании и развертывании информации. Основные виды свертывания информации: выделение ключевых слов, составление библиографического описания. Представление о вторичных документах как результатах свертывания информации.

Развертывание информации по ключевым (опорным) словам на примере научно-познавательных книг, небольших рассказов, газетных статей.

Тема 1.5. Библиотеки как источники информационных ресурсов (1 ч)

Развитие представлений о библиотеке. Назначение детской и школьной библиотеки. Структура детской и школьной библиотеки. Правила пользования читальным залом и абонементом библиотеки. Правила пользования открытым доступом к книжному фонду. Правила пользования библиотечной книгой. Назначение читательского билета, читательского формуляра, книжного формуляра.

Тема 1.6. Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека (1 ч)

Представление о сущности понятий: «Интернет», «веб-сайт», «портал», «поисковая система». Опасности, связанные с использованием Интернета. Понятие об информационной безопасности личности.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Тема 2.1. Адресный поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) документе. Сущность задачи поиска по адресному запросу и условия его успешного выполнения.

Основные поисковые элементы, используемые при адресном поиске: фамилия конкретного автора, заглавие книги (на примере сборника стихов, сказок, рассказов, басен). Алгоритм выполнения адресного поиска документа в электронном каталоге.

Тема 2.2. Фактографический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Вопросительные слова кто, что, где, когда, сколько, как, откуда, почему и т. п. как формальные атрибуты фактографических запросов. Понятие фактографической информации, Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном (конкретном) факте. Сущность задачи поиска по фактографическому запросу и условия его успешного выполнения.

Тема 2.3. Тематический поиск и алгоритм его выполнения (1 ч)

Понятие тематической информации. Тематические запросы как способ выражения потребности школьников в литературе по конкретной теме. Правила формулировки тематических запросов. Систематический каталог и его структура. Алгоритм тематического поиска в систематическом каталоге.

Тема 2.4. Особенности поиска информации в Интернете (1 ч)

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую его информацию по заданным ключевым словам. Представление о Яндексе как крупнейшей российской поисковой системе и интернет-портале.

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

Тема 3.1. История создания книги. Первая печатная книга на Руси (1 ч)

Тема 3.2. Структура книги. (1 ч)

Элементы книги

Тема 3.3. Справочно-поисковый аппарат книги (1 ч)

Тема 3.4. Книга со страницы на сцену (3 ч)

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги. (для младших классов)

Тема 3.5. Что? Где? Когда? Как и почему (2 ч)

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки.

Тема 3.6. Медиатекст как объект иналитико-синтетической переработки (1 ч)

Тема 3.7. Анализ медиатекста (1 ч)

Мультфильм как объект анализа. Классификация мультфильмов. Анализ мультфильма (на примере мультфильма «девочка и Медведь» и одной из серий российского детского мультсериала «Маша и Медведь»).

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

Тема 4.1. Технология подготовки планов готовых текстов (2 ч)

Общее представление о плане как систематизированном перечне разделов, подразделов и т.п. элементов, характеризующих содержание какого-либо документа или текста. Различение планов по объекту планирования. План как краткая форма записи прочитанного.

Тема 4.2. Технология подготовки планов создаваемых текстов (2 ч)

Представление о плане как средстве конструирования создаваемого текста. План как заранее намеченный порядок, последовательность рассмотрения текста, систематизированный перечень вопросов, подлежащих рассмотрению. Использование плана при подготовке письменных, творческих работ: сочинений на заданны, описаний, сказок, рассказов, докладов рефератов и т.п.

Тема 4.3. Технология подготовки учебных рефератов (1 ч)

Многозначность понятия «реферат». Учебный реферат как результат самостоятельной научно-исследовательской работы учащихся, раскрывающий суть исследуемой проблемы; содержащий различные точки а также собственные взгляды на нее. Примерная структура учебного реферата: титульный лист, введение, основная часть с делением на главы (разделы) и параграфы, заключение список литературы, приложения. Правила оформления учебного реферата.

Тема 4.4. Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада (1 ч)

Доклад как типичный вид публичной речи. Требования к докладу как устному выступлению: раскрытие темы доклада; выражение позиции выступающего; установление контакта с аудиторией; выразительность речи; соответствие отведенному времени (регламенту). Электронная презентация как мультимедийный документ и средство повышения выразительности выступлений и докладов, убедительной и наглядной иллюстрации описываемых фактов и явлений. Требования к электронной презентации, сопровождающей доклад.

Тема 4.5. Технология подготовки электронных презентаций (2 ч)

Электронная презентация как набор слайдов, объединенных возможностью перехода от одного слайда к другому и хранящихся в общем файле. Представление о возможностях программы Ро wer Point для подготовки мультимедийной презентации.

Тема 4.6. Технология подготовки традиционных писем (1 ч)

Письмо как средство общения людей, обмена мыслями и чувствами на расстоянии. Значение переписки в жизни человека. Отличительные признаки письма как текста. Правила написания писем.

Тема 4.7. Технология подготовки электронных писем (1 ч)

Роль электронной переписки и электронных писем как важнейшего средства коммуникации в современном мире. Электронная почта (е- mail ) как система, позволяющая обмениваться сообщениями по компьютерной Сети. Сходство традиционных и электронных писем.

Тема 4.8. Технология подготовки отзывов на литературные произведения (1 ч)

Представление об отзыве как обоснованном мнении о чем-либо прочитанном, увиденном, услышанном, представленное в виде письменного текста. Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся, основанной на выражении эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. Структура отзыва на литературное произведение.

Тема 4.9. Технология подготовки отзывов на мультфильмы (1 ч)

Структура отзыва на мультфильм. Выражение собственного мнения и личной оценки мультфильма как обязательный элемент отзыва. Технология подготовки отзыва. Самостоятельное составление отзыва на мультфильм.

Тема 4.10. Технология подготовки биографий (2 ч)

Представление о биографии как о жизнеописании выдающихся людей, основанном на фактическом материале. Структура текста биографии. Самостоятельное составление биографии путешественника (полководца, писателя " и т.п.).

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знать

    основные этапы развития книжного дела, исторический процесс формирования внешнего вида книги и её структуры;

    основные понятия и термины.

Уметь

    самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги;

    вести информационный диалог через умение читать;

    самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска и ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной библиотеки;

    анализировать художественный текст, используя простейший алгоритм анализа текста;

    формулировать информационный запрос и работать по заданному алгоритму.

Применение этих навыков на практике позволит учащимся сократить интеллектуальные и временные затраты на выполнение домашних заданий, повысить качество знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда.

К алендарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема урока

Основное содержание уроков

(по темам)

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Примечания

Раздел 1. Информационные ресурсы общества и информационная культура

Введение.

Исходные понятия курса «Основы информационной культуры школьника»

Виды информации

Многообразие информации, окружающей человека.

Знакомство с презентацией. Умение работать с различными источниками информации

Первичные документы как составная часть информационных ресурсов общества

Понятие о первичных и вторичных документах.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Вторичные документы как результат аналитико-синтетической переработки информации

Углубление представлений о свертывание и развертывании информации.

Ставить учебную задачу под руководством учителя. Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Библиотеки как источник информационных ресурсов

Развитие представлений о библиотеке. Структура библиотеки.

Умение работать с различными источниками информации. Умение структурировать учебный материал

Интернет как источник информационных ресурсов. Информационная безопасность человека.

Область применения Интернета. Правила безопасной работы.

Раздел 2. Типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения

Адресный поиск и алгоритм его выполнения

Адресный запрос как способ выражения потребности в определенном документе.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Фактографический поиск и алгоритм его выполнения

Фактографический запрос как способ выражения потребности в определенном факте.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Тематический поиск и алгоритм его выполнения

Понятие тематической информации. Правила формулировки тематических запросов.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Особенности поиска информации в Интернете.

Понятие о поисковой системе как сайте, с помощью которого пользователь может найти интересующую информацию по заданным ключевым словам.

Умение работать с текстом, находить в нем главное.

Решение тестовых заданий

Раздел 3. В мире книги. Анализ источников информации.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси

История создания книги. Появление книгопечатания.

Ставить учебную задачу под руководством учителя.

Структура книги

Элементы книги

Планировать свою учебную деятельность под руководством учителя

Справочно-поисковый аппарат книги

Первичный документ как объект анализа. Справочно-поисковый аппарат книги.

Умение структурировать учебный материал

14-16

Книга со страницы на сцену

Прочтение любимой книги. Постановка сюжета книги.

17-18

Что? Где? Когда? Как и почему?

Работа со справочной литературой. Изготовление книжки-самоделки. «У страха глаза велики»

Умение работать с различными источниками информации.

Медиатекст как объект аналитико-синтетической переработки

Представление о медиа как средствах массовой информации (СМИ). Виды медиатекстов.

Работа с текстом и электронным приложением

Анализ медиатекста

Мультфильм как объект анализа. Анализ мультфильма.

Умение сотрудничать в совместной деятельности

Раздел 4. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы учащихся

21-22

Технология подготовки планов готовых текстов

Алгоритм составления плана готового текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

23-24

Технология подготовки планов создаваемых текстов

Алгоритм составления плана создаваемого текста.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки учебных рефератов

Учебный реферат как результат самостоятельной работы учащихся

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки докладов. Электронная презентация как способ повышения информативности и наглядности доклада

Доклад как типичный вид публичной речи. Электронная презентация как мультимедийный документ. Требования к докладу и презентации.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

27-28

Технология подготовки электронных презентаций

Алгоритм подготовки электронной презентации.

Умение работать с презентацией

Технология подготовки традиционных писем

Письмо как средство общения людей. Структура письма.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки электронных писем

Роль электронной переписки в современном мире.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на литературные произведения

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Технология подготовки отзывов на мультфильмы

Отзыв как вид письменной самостоятельной работы учащихся. Структура отзыва.

Умение работать с различными источниками информации.

33-34

Технология подготовки биографий

Правила оформления и редактирования биографии.

Умение работать с текстом, находить в нем главное

Похожие статьи

© 2024 tricolor-ofis-prodazh.ru. Нужные устройства.